Немногим дано понимать японское искусство и архитектуру. Современные люди чаще пользуются технологиями, производимыми в этой прекрасной стране, и пренебрежительно относятся к ее душе. Очень зря.
Вполне возможно, что современная Япония не была бы столь продуманной и высокотехнологичной, не будь у нее интереснейшей многовековой культуры. Японские средневековые сады камней – одна из самых загадочных ее памяток.
В глазах непосвященного человека это может быть просто площадка, на который расположена группа камней в случайном порядке. Однако за мнимой простотой таится гениальная задумка и глубокая духовная концепция.
Сад Рёан-Дзи в Японии. Общие сведения
Сад является частью храмового комплекса Рёан-дзи. Это дзен-буддистский храм, построенный в 1450-м году. Его название можно перевести как «храм покоящегося дракона». Расположен он в городе Киото.
Район Укё в регионе Кансай – место достаточно значимое и престижное, если учесть то, что именно там располагается префектура города Киото.
Сад был построен в 1499 году мастером Соами
Устройство сада камней Рёан-Дзи полностью соответствует общепринятым архитектурным традициям данной области, а именно:
- асимметричность. Необработанные минералы производных размеров столетиями оставались такими, какими их создала природа и объединены в произвольные группы. Однако они подчиняются определенным правилам. Это сильная метафора, демонстрирующая единство порядка и хаоса;
- много свободного пространства;
- площадь между каменными участками заполнена сыпучим материалом. В данном случае это гравий, которому обитатели храма ежедневно придают его характерный «расчесанный» вид при помощи обыкновенных граблей;
- несмотря на кажущуюся хаотичность, сад имеет четкую планировку, в соответствии с которой зрителю открывается определенный вид;
- наличие ограждения.
Путь к саду лежит через здание храма, а точнее, выход на крытую веранду, служащую также созерцательной площадкой со скамьями с обеих сторон. С трех других сторон он окружен глинобитным забором.
15 камней расположены на расстоянии друг от друга и объединены в группы. Каждая группа находится на лужайке, покрытой мхом. Количество камней на лужайках, если считать по порядку слева направо, следующее: 5-2-3-2-3.
Важно!
Сад устроен так, что в какой точке веранды не стоял бы наблюдатель, его взору открываются лишь 14 камней, а один остается загороженным остальными. Суть концепции сада заключается в том, что человек, сумевший увидеть 15-й камень, постиг высшую человеческую мудрость.
Предназначение и философское значение. Загадка сада Рёан-Дзи
Медитация очень важна в буддистских практиках. Созерцание островков из камней посреди мелкого гравия, разровненного на тонкие борозды, навевает разные ассоциации. Кто-то видит океан, кто-то небо в созвездиях, кто-то – что-то свое, уникальное и нестандартное. Этот факт, равно как и тот, что при взгляде с левой и правой стороны из поля зрения исчезают разные камни, подчеркивает мысль, доносимую автором: каждый видит мир по-своему.
Считается, что человек, увидевший все 15 камней одновременно, достиг просветления. Увидеть его можно только с верхней точки, в буквальном смысле воспарив над площадкой. Но существует еще более интересная теория. 15-й камень находится внутри каждого человека. Это камень забот, тревог и грехов, лежащих в человеческой душе. Получается, каждый приносит свой последний камень в себе. Тот, кто понял это, очистил свой ум.